На сайте собираются личные истории живущих в Сибири людей. Но бывает так, что человек не отделяет свою личную историю от своего дела. Константин Дмитриевич Трофимов, живущий в городе Северске, именно из тех людей.
Собрание сочинений, личные воспоминания и достоверные свидетельства о судьбе и жизни семей, родители которых погибли на войне или во времена ссылки в Нарымский край. Дети войны прошли школу воспитания в приютах, детских домах и интернатах. Матери семей без отцов, погибших при защите Родины, вынуждены были растить, воспитывать и обучать детей в условиях разрухи и лишений послевоенного времени.
Авторский коллектив собрания сочинений, личных воспоминаний и достоверных свидетельств выражает искренние слова благодарности за содействие и оказание помощи при издании книги «НАРЫМА ДЕТИ»: • Александру Карловичу Шпетеру, депутату Законодательной Думы Томской области, Генеральному директору Томского домостроительного комбината; • Валентине Васильевне Ермаченко, Исполнительному директору Томского отделения Российского Фонда Мира; • Галине Петровне Сартаковой, Председателю Правления Союза выпускников детских домов и интернатов Томской области.
Хочу оставить в памяти народной историю семьи староверов Юрьевых, расказанную мне в середине этого месяца. Некоторые детали, конечно, будут уточняться моим другом и младшим представителем семьи - Павлом Юрьевым . Но в целом результаты прогулки по томской тайгевполне складываются в целостную картину.
Впервые история была выложена здесь.
На страницах старых газет, хранящихся в Асиновском районном архиве, можно найти интересную информацию, передающую колорит ушедшей вместе с сёлами эпохи. В первую очередь хочется отметить необыкновенный трудовой порыв, которым проникнуты все статьи старой газеты «Причулымская правда».
Н. Н. Оглоблин
«ЖЕНСКИЙ ВОПРОС» В СИБИРИ В XVII ВЕКЕ.
Тяжело жилось в XVII веке малочисленному русскому населению Сибири. Оторванные от родной почвы и заброшенные судьбою в неприветливый край, в среду первобытных «иноземцев», ревниво отстаивавших свою независимость в борьбе с предприимчивыми пришельцами, русские долгое время чувствовали себя в Сибири как в неприятельской стране.
Особенно трудно приходилось «служилым людям», совершавшим беспрестанные походы, то для сбора «ясака» с «мирных иноземцев», то для открытия «новых землиц» и «приведения» их «под государеву руку», то для подавления бунтов ясачных людей и пр. и пр. В этих походах русские гибли массами и от нападений инородцев, и от всевозможных физических лишений.
Возвращаясь с походов «домой», в города и «остроги», представлявшие крайне слабо развитые центры «культурной» жизни, русские служилые люди не находили и здесь полного успокоенья от только — что понесенных трудов. В большинстве это была бессемейная и бездомовная голытьба, привязанная к известному городу или острогу единственно получаемым здесь «государевым жалованьем», да возможности «погулять» тут после походных лишений — добраться до «хмельнаго зелья», «питья табаку», игры «в зернь» и т. п. Ничто более прочное не привязывало их к населенным центрам. Прогулявши заработанное государево жалованье и приобретенную в походах всякими неправыми путями «мягкую рухлядь», они снова бросались в походы, в надежде на новую наживу.
Кто знает, какими путями пошла бы русская колонизация Сибири и какой характер она приобрела бы, особенно в отношениях к инородцам, если бы среди русских первонасельников этого края люди семейные преобладали над бессемейною вольницею...Но, к сожалению, первых было меньшинство…
http://ostrog.ucoz.ru/publikacii/4_33.htm