Черепов Владимир Александрович, потомок столыпинских переселенцев

Черепов Владимир Александрович, потомок столыпинских переселенцев

30.01.2015, Анастасия Аверкова, родственница, Назаренко Т.Ю., снс ТОКМ им. М.Б. Шатилова
ФИО переселенцев
Аверков
Гурский
Карякин
Козлов
Лобанов
Ушаков
Черепов
Тип материала
История
Места переселения
Новониколаевка, Томская губерния

Похожие материалы

 Фамилия, имя, отчество. (Для женщин – также указать девичью). Год рождения. Место рождения. Семейное положение, супруги, дети. Образование, профессия, социальный статус.

Черепов Владимир Александрович, родился в 1934 году.

Родился и вырос в с. Новониколаевка Асиновского района, вернее, в поселке базы «Заготзерно» примерно в 5 км. от Новониколаевки. Учился в Новониколаевке – в школу каждый день ходил пешком. Потом работал в Томске. В Томске живут еще родственники по линии тетки его мамы, Аграфены, одна из них – Анастасия Аверкова. Эти родственники переселились в Томск по линии ее деда (?), который был начальником на железной дороге (начальник депо).

В настоящее время вдов. Жена – Зинаида Ивановна (Гурская). Дети Александр и Андрей. Две внучки, Алена и Полина Александровны, внук Антон Андреевич. Поддерживает отношения с родственниками.

Место рождения, имена и даты рождения, профессия и образовательный уровень родителей, бабушек и дедушек, прабабушек и прадедушек. Количество детей в каждом поколении. 

Глава семьи – Козлов Федор Максимович, родился около 1845 года. (Может ошибиться примерно года на 2) – умер в марте 1935 года, по словам родственников - в возрасте 90 лет.

Имел трех детей

  1. Василия 1876 г.р.
  2. Аграфену (1978 или 1977 г.р.)
  3. Никифора 1879 г.р..

 У Василия была жена – Домна Григорьевна, урожд. Ушакова. Они долго не имели детей. Первые двое умерли в младенчестве. Первый выживший ребенок – мама В.А. - Анастасия, родилась в 1912 году, когда  Василию было уже 36 лет. Потом были Прасковья, 1918 год - крестная мать В.А.; Анна и Василий 1924 года рождения.

 Кто рассказывал респонденту о переселении? Был ли это сам переселенец или его дети? В каком возрасте был сам респондент? Степень достоверности информации?

Прадеда практически не застал,  тот умер в 1935 году, ему было 90 лет. Общался с бабушкой и дедом, мамой. Степень достоверности информации высокая. Сведения касаются двух переселенческих поселков: Лазаревки в Курганской области. Там сведения в основном идут от деда и матери, и Новониколаевки в Асиновском районе Томской области - в которой вырос респондент.

 Место вселения.

Кто из семьи респондента был переселенцем? Откуда и куда он переселился, когда, в каком возрасте? Переселялся один или с родственниками?

Первым переселенцем был  прадед ВА, Козлов Федор Максимович и его жена Екатерина. Они жили в деревне Ломовке на берегу реки Кузовки (современный Богородицкий район Тульской области), там до сих пор проживают его родственники.

Переселились в 1909 году, в годы Столыпинской аграрной реформы. С   Федором Семеновичем переселились его жена Екатерина (похоронена в Курганской обл.), дети Василий с женой Домной, Аграфена и Никифор, причем Василий и Домна к тому времени были людьми уже зрелыми, но детей (живых) не имели,  первый выживший ребенок родилась уже в Лазаревке. Аграфена и Никифор были несемейные, семьи создали уже в Курганской области.

Переселялись ли в этой группе его родственники по боковым линиям, односельчане?

Были в Лазаревке другие переселенцы, из того же села. Например, будущий муж Аграфены, Тимофей Карякин, был выходцем из Тульской области. В Тульской области оставались другие родственники Федора Максимовича, спустя несколько лет после переселения он их навещал.

Что заставило переселиться?

Переселиться заставило малоземелье. Узнав, что в Сибири (в т.ч. Курганской области) всем желающим предоставляется земля, решили поехать на восток страны.

Переселялись наобум или предварительно посылали ходока? Кто был этот человек?

Есть основания полагать, что имел место сознательный выбор. Но посылали ли из Тульской области ходока или каким-то другим образом выяснили место переселения, В.А не знает.

Были ли люди, которые возвращались на родину? Почему?

Не упоминаются.

Селились ли сразу на месте постоянного проживания, или в каком-то другом населенном пункте, который после оставили? Поселились на новом, ранее незанятом месте или подселились куда-либо? Был этот населенный пункт старым или создан несколькими годами ранее другими переселенцами? Из каких мест были другие переселенцы?

«Нашим родственникам предложили Курганскую область. Поселились в дереве Лазаревке Половинковской волости (с. Половинное) в настоящее время - Усть-Уйского района. Это село находилось примерно в 100 км. от Кургана. Само село было большое, в нем имелась церковь, православная, разумеется, но во имя кого освящена не помню. А наша деревня находилась примерно в 3 км от Половинного. Крестить детей, венчаться и т.д. мы ходили в село.» Лазаревка была новой деревней,   там жили только переселенцы. Поскольку поселяли сразу на новом месте, отмечал, что земля там была непаханая. Почему поселение было отдельное, В.А точно не знает, на вопрос, не могло ли стремление  разместить переселенцев не в Половинном, а рядом, стремлением избежать хозяйственных конфликтов со старожилами? - сказал, что возможно, но точно не знает.

Как было организовано поселение? Было ли там общинное землевладение или хутора? Как распределялась земля: брали, кто сколько хотел, или всей деревней распределяли наделы? Много ли было земли?

Жили деревней (Лазаревка), а форма землевладения – отруба. Козловы имели 30 десятин (десятинами тогда землю мерили), то есть на одного мужчину давали 10 десятин.

 Как была организована дорога?

Как добирались до Сибири? Ехали поездом (докуда?), по воде (откуда и докуда?), на своих подводах? Сколько времени занял переезд? Есть ли воспоминания о том, как был организован быт в дороге? Уточнить, сколько человек ехало в вагоне? Было ли организовано питание? Медицинская помощь? В какое время года выехали и приехали? Что брали с собой в первую очередь? Брали ли сельскохозяйственный инвентарь, лошадей? Предметы одежды? Утварь?

 Перед отъездом из Тульской области распродали все имущество, в том числе лошадь. До Кургана добирались на поезде. Точное время пребывания в пути В.А не помнит, но предполагает, что при тогдашней скорости поездов дорога могла занять дней 4-5. Подробности переезда он не знает. Лошадь и транспортное средство купили уже в Кургане и  примерно 100 верст ехали до своего участка.

Про организацию питания ответил, что системы горячего питания никакой не упоминалось, всю дорогу ели только то, что взяли с собой. Подчеркнул, что важно было с собой взять деньги, а везти скотину, лошадь было нерационально, дешевле купить новую на месте.

Получали ли ссуды? Какие? На что их хватало?

По приезде взяли ссуду, субсидию (так называет ее В.А), точная сумма субсидии неизвестна, но они на эту субсидию сразу купили леса. Козловы были мастеровыми и начали строить сразу двухэтажный дом. Разумеется, купили скотину: вспоминает, что было 4 лошади и 2 или три коровы. Также купили улучшенный сельскохозяйственный инвентарь: плуги, молотилки, веялки. Несколько раз подчеркнул в разговоре, что у деда была хорошая техника. Возможно, скотину купили не всю сразу, но потом жили богато.

Как строили постоянные дома? Где брали лес? Возводили дом силами семьи или звали соседей на помощь?

Козловы были умелые столяры и строили дома в окрестных населенных пунктах потом в качестве приработка, делали (В.А говорит «вязали») оконные рамы, делали мебель в дома, гробы, которые продавали в селе. Упоминает, что у деда по плотницкой артели были помощники, их звали Семен и Селиверст Лобановы. Когда в 1930-егоды   стало ясно, что богатые семьи могут раскулачить, именно Семен и Селиверст Лобановы сперва уехали в Томскую область «на разведку», а потом уже перебрался в Асиновский район и сам дед Василий с отцом Федором Максимовичем и своей женой Домной. С ними уехали холостые дети: Прасковья, Анна и сын Василий. Через некоторое время к ним приехала замужняя дочь Анастасия со своим мужем Александром Семеновичем Череповым. Дед Василий как плотник работал и на новом месте – делал сушилку для «Заготзерна».

Как было организовано водоснабжение? Помогали ли организовать водоснабжение?

В Лазаревке имелся колодец, который вырыли непосредственно жители Лазаревки. Вырыли сами, вряд ли кто помогал. Рядом было озеро со щелочной водой. Его называли Беломойным. В нем можно было купаться и стирать белье, но вот пить из него не пили. Женщины со всей деревни   ходили на это озеро и стирали там белье.

Как был организован быт по переселении?

Как далеко находились дома соседей?

Сведения о Лазаревке. Поблизости, это была деревня.

В каких отношениях находились с соседями? Помогали ли им в хозяйственных работах? Были ли среди соседей более богатые или более бедные? Почему они были богаче/беднее остальных?

С Козловыми в Лазаревку приехала семья, фамилию которой В.А запамятовал. Муж, жена и сын, молодой человек, мечтавший выучиться на ветеринарного фельдшера. Женщина вскоре овдовела и ее сын нанялся пастухом. Все время ходил в заячьем тулупчике, за что был прозван Зайчонком. Этот Зайчонок догадался покупать дешево больную скотину, лечил ее и перепродавал. С этого начал богатеть и сильно разбогател. Имел лавку, много земли, зерно вагонами продавал в Германию (брал вагон в аренду и отправлял). Его уважали, Звали по имени–отчеству. Он говорил: «Вы не мне кланяетесь, а моей мошне». Потом его раскулачили…

Был ли в населенном пункте храм? Если не было – где венчались, крестили детей, отпевали покойников?

Храм находился в селе, довольно близко – примерно в 3 км. от Лазаревки. У дедушки и бабушки В.А первые двое детей умерли в младенчестве, поэтому они, по совету знакомых, взяли в кумовья родившейся дочки Насти незнакомого человека, прихожанина Половинковского храма, которого встретили прямо там. Эта девочка выжила и прожила долго.

Была ли школа? Если нет - где была и ходили ли туда дети из вашей деревни?

В Лазаревке не было школы, поскольку рядом имелось село и в нем большая церковь. При церкви должно было быть начальное училище. В Асиновском районе – Череповы и Козловы жили не в Новониколаевке, а рядом, в Заготзерне. До Новониколаевке от Заготзерна было километра 4, да еще километр по селу. Поэтому В.А ежедневно проходил 10 км, в школу и из школы. Вспоминает, что однажды в холода учитель Иванушкин, человек очень добрый, позвал их в гости и угостил чаем, не настоящим, а травяным, кажется, из мяты. Зато с сахаром. Они пили чай из блюдечка.

Был ли медицинский пункт? Если не было – то как решались проблемы в случае заболевания? Родов? Был ли человек, который оказывал медпомощь или каждый справлялся сам?

Про медицинский пункт как в Лазаревке, так и Ново-Николаевке  В.А ничего не знает, зато сказал, что в Ново-Николаевке был фельдшер, которого звали Иваном Адамовичем. Он был хороший травник. В случае болезни он давал таблетки хины, которые хранились у него в стеклянной колбе. 3-4 таблетки даст и все лечение. Чаще всего он советовал, какую травку следует заварить. Все в селе знали, какие травки следует заваривать в случае болезни, этим и лечили. Во время Великой Отечественной В.А с дедом приехал к знакомому деда на колхозную пасеку. Она находилась недалеко от Новониколаевки и Заготзерна, однако, в стороне. Там пасечник нарезал ему много меда, сотами. В результате у  ребенка сильно заболел живот. Пасечник заварил какие-то травы и дал ребенку попить.

Рожали женщины дома, в больницы не ездили. В каком месте дома или усадьбы это происходило, В.А не знает, в доме или в бане.

Была ли лавка? Кто ее держал?

Была лавка в Лазаревке, ее держал тот самый бывший пастушок.

Были ли какие-то присваивающие промыслы (для нужд семьи или товарные): охота, рыбная ловля, сбор ягод и грибов? Производящие промыслы?

В Лазаревке семья Козловых активно подрабатывала плотницким делом: делали мебель, гробы, вязали рамы, строили дома и т.д. Так что и летом заняты, и зимой. Поэтому жили богато. В Новониколаевке Василий Федорович был как плотником – делал решетку для сушки в Заготзерне, так и мельником. Мельница была паровая и стояла в Новониколаевке, работала всю зиму. Дядя, Василий Васильевич Козлов, был кузнецом.

Рассказывал, что в 1948 году были профессиональные охотники. Мы жили в Заготзерне, у нас было сельпо. А в Балагачево был леспромхоз, там был ОРС, отдел рабочего снабжения, и больше товаров. Вот соседка однажды кричит: Настя, пошли Володю, поедем в Балагачево». Меня послали, сели в обласок и по Чулыму доплыли до Балагачева. А в магазине был обед. И соседка повела меня к своей сестре. Та сказала, что покормит нас обедом. Подала большую сковороду, на которой были большие куски очень нежного, жирного мяса и картошка. Хорошо покормила,  налила по кружке молока. Потом в погребе показала, чье мясо: там лежали голова и лапы, шкура медведя. Ее муж добыл.»

Переселенцы и старожилы.

Имелись ли отличия от старожилов в сельскохозяйственных навыках, инвентаре, приемах обработки почвы, выращиваемых культурах?

Были ли споры между переселенцами и старожилами, а если были – из-за чего: земельные владения? Бытовые привычки? Из-за девушек? Другие?

О спорах и конфликтах со старожилами не помнит – деревня находилась в стороне от села, и поводов для конфликтов было мало. Мало того, В.А подчеркнул, что его дед, Василий Федорович, был человеком очень уважаемым и его называли исключительно по имени-отчеству.

Особенности языка переселенцев: наличие слов, привычных в местах выхода (полонизмы, украинизмы), наличие особенностей выговора (акцент, особенности произношения)?

Особенных слов в лексиконе бабушки-дедушки не помнит. «Тула – это центральная Россия, от Москвы совсем близко, гэкающего говора не помню».

Носили ли одежду, привезенную с места выхода? Какую? Как воспринимали эту одежду коренные сибиряки?

Дома мама всю зиму пряла лен и ткала его сама, на станке. Откуда брали лен, В.А не знает, скорее всего, его выращивали в колхозе и распределяли между колхозниками. Но ткали и пряли очень много.

 Личное хозяйство.

Какие жилища строили по приезде? Как долго в них жили?

О землянках и других временных жилищах разговора не было, сразу стали ставить двухэтажный дом, в котором жили Федор Максимович и его старший сын Василий с женой Домной.

Сразу ли заводили собственное хозяйство, или нанимались к старожилам в батраки? Когда создали свое хозяйство?

Дед владел мастерством, был хороший столяр. Поэтому активно прирабатывали этим, особенно зимой. Нужды быть батраком не было, сразу встали на ноги. «Зайчонок» сперва был деревенским пастухом, но разбогател, благодаря знаниям и умению.

Что входило в усадьбу: жилье, хозяйственные постройки, огород – если можно – нарисовать план дома и усадьбы)

Сведения о 1930-х – 1950-х гг. Дед перебрался в Асиновский район в начале 1930-х годов. Сперва на разведку сьездили братья Лобановы, Семен и Селиверст. Мама и папа   поселились отдельно. У них был дом-пятистенок, с печкой. Общая площадь - метров 30. Разумеется, было хозяйство. Держали корову, 2-3 поросенка, 5-6 овец. Лошадь не держали. Время от времени давали лошадь вспахать огород, но чаще – копали сами.

Далеко ли от дома располагались поля? Хорошая ли была земля? Пахали ли все время одно и то же поле, или время от времени их переделяли между односельчанами?

В Лазаревке. Отруб, то есть частная собственность, ненадельная. Постоянно закрепленный за семьей участок. Урожаи были хорошие. В.А несколько раз   отметил, что продавали хлеб в Германию.

Чем обрабатывали поля? Были ли в семье сельскохозяйственные машины? Были ли они в деревне?

Имелись сельскохозяйственные машины, упомянуты молотилки и веялки.

Имелся ли огород? Его размеры и что на нем выращивали?

В Лазаревке. Огород был, упоминает огурцы и помидоры, помнит, что много говорили о хлебе, что пшеница шла на продажу. В Асиновском районе, в советское время у нас был огород 10 соток. На нем росла картошка, капуста, морковь. Огород был 10 соток, потому что мама была вдова, папу арестовали в 1937 году и больше мы бы не подняли.

Как оценивался достаток семьи до революции: (жили бедно, на жизнь хватало, как все жили, достаточно жили, были богатыми)?

Наличие двухэтажного дома уже указывает на достаток, но В.А подчеркнул, что хоть Зайчонок был богаче, но дед Василий и прадед Федор тоже были богатыми людьми ,потому что имелось много земли, плюс дед Василий был хороший столяр и плотник. Это давало большой доход. В результате, когда   через 5 лет после переезда Козловы поехали на родину, они перед тульскими родственниками хвалились своим достатком, многоземельем. Деда очень уважали за ум, всегда звали по имени отчеству,  а это в деревне много значит. Однако работали сами, наемных работников не держали

Какую скотину держали? Сколько? Что случалось, если пала лошадь или корова? Какой скот держали после коллективизации?

В Лазаревке: Держали 4 лошади, 2-3 коров. В Асиновском районе: лошадей не было, зато была корова, 2-3 поросенка, 5-6 овец.

Было ли домашнее производство? Какое? Были ли какие-нибудь товарные промыслы: производство леса, мебели, одежды?

Изготовляли на заказ домашнюю мебель, гробы, оконные переплеты вязали. Мама ткала еще в 1940-е – 1950-е годы.

На Заготзерне в Асиновском районе – была кузница, причем кузнецом был дядя Вася, сын Василия Федоровича.

Дом: из чего сделан? Сколько этажей (Имелся ли подклет? Первый этаж? Был ли он жилой, или в нем размещались хозяйственные помещения?) План дома: сколько жилых помещений?

В Лазаревке: Дом двухэтажный. В Асиновском районе – пятистенок с печкой и белеными стенами. Стены белили глиной, которую копали недалеко, к Пасхе (В.А произносит «Паска»).

Какая мебель стояла в доме? Кто ее делал? Сам хозяин, умелец на заказ или покупали?

Дед делал мебель на заказ, следовательно, и в свой дом. В доме в Асиновском районе стояли стол кухонный и еще один, посудный шкаф, кровати. Особой мебели не было.

Украшали ли дом вышивками или ковриками? Кто их изготавливал?

Дом украшали самодельными вышивками. Мама умела ткать и вышивать.

Повседневная жизнь. Семья.

Питание? Сколько раз в день ели? Что ели? Какая еда готовилась на праздники? Национальные блюда? Принято ли было употреблять спиртное в будни? На праздники?

Мама дома пекла хлеб. Откуда брали зерно – не знаю, наверно, давали на трудодни.Овощи были свои, так что можно было даже сделать щи с мясом. Про налоги на мясо: мы отдавали целое животное. Забивать свиней или рубить головы курам В.А не умеет. Рассказывал, как после армии тетка, переехавшая жить в пос. Сосновый бор просила его забить поросенка. Но в результате его забил соседский парень лет 17. Он чесал поросенка, потом приподнял ему лопатку и по лопатку ударил ножом. А вот обрабатывать туши В.А умеет. Мама, а потом жена, делали очень вкусные блины. Дома обязательно была соленая капуста.Сам В.А хорошо готовит, делает холодец.

Состав семьи: наличие бабушек-дедушек, проживающих вместе со взрослыми детьми? Жили ли женатые братья в одном доме? По соседству? Принято ли было взрослым сыновьям жить с родителями или отселяться? Какой авторитет был у родителей взрослых детей?

Федор Максимович и Василий Федорович жили вместе, когда Василий Федорович «самораскулачился», он не только уехал сам, но и забрал с собой отца. В Новониколаевке жил также Василий Васильевич, младший сын. И две младшие дочери. Семейная Анастасия жила отдельно от отца. По мере того, как выходили замуж дочери, они отселялись от отца. Василий жил в Василием Федоровичем, и на момент смерти последнего   При этом семьи Аграфены и Никифора остались в Курганской области. Потомки Аграфены перебрались в Томск после Великой Отечественной. Старший сын Аграфены был железнодорожник и назначен сюда начальником депо, он перевез в Томск своих родственников. Потомки Никифора живут в Курганской области. Позднее овдовевшая Анастасия Васильевна с  детьми жила с отцом и матерью. То есть многопоколенная, но разделенная семья, дети частично отделяются, частично живут с родителями - (примечание ТН).

О браке. Александр Семенович Черепов был местным, из жителей Кургана. Мама А.В. вышла замуж рано, в 18 лет, отцу было на год больше. Подробностей о том, как Анастасия Васильевна сошлась с отцом он не знает. Знает, что мама работала на каком-то стекольном заводе и там познакомилась с будущим мужем.

«Если люди просто расписывались в сельсовете, а праздника не устраивали, это свадьбой не считалось. Был праздник, наряжали невесту, жениха. Даже при большой бедности старались устроить хоть какой праздник. Мы с женой венчались в Томске, где жили в то время. В Петропавловском соборе. Было это спустя полтора года после свадьбы. Особо не афишировали, но нас никто и не спрашивал, и не наказывал.

Организация работы: как распределялись обязанности в семье? Кем? Как проводилось свободное время? Какие праздники справлялись? Как?

В Новониколаевке в семье справлялись обязательно Пасха и Рождество,   перед пасхой дом обязательно белили.

Сколько детей бывало в семьях? Как менялось отношение к ребенку по мере его взросления? С какого возраста ребенок считался взрослым? Что он должен был уметь к этому возрасту?

У Федора Максимовича трое детей, у Василия Максимовича 6 детей, двое умерли маленькими. У Семена Черепова было 6 детей (Петр, Андрей, Евдокия, Анастасия, Александр, Клавдия)

 Бытовые поверья, особенности.

Уже упоминалось поверье, что если в семье умирают новорожденные дети, то в крестные надо взять совершенно незнакомого человека. В случае с Анастасией это помогло.

Дядя В.А, Василий Васильевич прожил 84 года. Умер в 2008 году. Лет за 10 до смерти он сделал себе гроб и хранил его в предбаннике, в бане. Он висел там под потолком (обычай готовиться к смерти загодя). Его жена Мария была младше дяди, но со слабым сердцем, она умерла раньше мужа. Он этого не ожидал. «Все время жаловалась на сердце, а врачей в Николаевке нет". Вызвали скорую из Асино, она не довезла тетю до больницы.

 Блок 3. Семейная история и «большая» история.

 Были ли в семье респондента участники Первой мировой войны? Брали ли на эту войну людей из их населенного пункта?

Никифор Федорович Козлов был на 3 года младше старшего брата, он служил на флоте и воевал с японцами в 1905 году, он же попал под призыв в 1914 году, ему было 35 лет, а  старший, Василий, уже перевалил за 40-летний рубеж и не был призван.

Как изменилась жизнь населенного пункта и семьи в первые годы Советской власти? Помнят ли в семье продразверстку? Организовывались ли частные предприятия в годы НЭПа?

Дед Василий имел артель, двое его товарищей, Семен и Селиверст Лобановы, помогли ему в 1930 году сменить место работы. Он их как бы на разведку послал. Наемных работников никогда не держали.

 Помнятся ли в семье события культурной революции? Организации ликбезов? Изб-читален? Закрытия церквей? Принимали ли участие в этих событиях члены семьи? Односельчане? Как относились к этим событиям и участникам закрытий церквей в семье? В населенном пункте?

В Новониколаевке Асиновского района (также переселенческое село), была церковь, которую В.А помнит уже закрытой. Ее разобрали. В настоящее время церковь в Новониколаевке восстановлена силами сына бывшего председателя колхоза. Этот человек уехал в Петербург и в перестроечные годы занялся переработкой мусора. Он приехал на родину в отпуск и решил для односельчан сделать церковь, также построил для священника хороший дом. Он бывает в родном селе ежегодно, отдыхает, ловит рыбу в Чулыме.

Отец В.А, Александр Семенович Черепов был грамотным человеком,   окончил 7 классов, был кладовщиком на складе «Заготзерна» при с. Ново-Николаевка Асиновсккого района. Он организовал ликбез, за что в 1937 году и поплатился – по доносу, где он обвинялся в восхвалении царского режима (говорил, что при царе не так было плохо) арестован и расстрелян.

Вся семья была очень верующая. Дед Василий читал библию, это  В.А хорошо помнит. На вопрос, читал ли Василий Федорович книги по сельскому хозяйству, В.А ответил, что знал деда тогда, когда земли у него не было. Так что книги по С/х он не читал, без надобности уже. Бабушка Домна Григорьевна держала иконы на видном месте все время. Анастасия Васильевна тоже была очень верующая, строго соблюдала посты, даже в годы ВОВ, когда было очень голодно. А вот жена, Зинаида Ивановна была сначала не очень верующая, но потом, под влиянием свекрови, начала часто ходить в церковь, соблюдать посты. В доме иконы висят на почетном месте. В.А верующий, но в церковь часто не ходит и посты нарушает.

Когда в населенном пункте проводили коллективизацию? Какой колхоз был в населенном пункте? Как к нему относились в семье?

В 1930 году дед Василий, не дожидаясь, когда его официально раскулачат, частично продал имущество, дом бросил и уехал в Томскую область. Жили на пункте Заготзерна недалеко от Ново-Николаевки, в колхозе не были. «Работа там была хуже, чем в колхозе. Никакой механизации». Мама была вся изломанная этой тяжестью…»

Были ли раскулаченные в семье? В деревне? За что раскулачили? Были ли случаи убийства активистов? Как относились к активистам в семье?

Как сына врага народа В.А не принимали в пионеры, однако, в быту он не помнит, чтобы к нему было особо негативное отношение. Тут же рассказал эпизод, который показывает, что учительница к нему относилась так же , как к другим детям.

Кто из членов семьи был призван на фронт в годы ВОВ? Когда? Из односельчан? Где работали члены семьи в годы ВОВ? Как был организован быт: длительность рабочего дня, выходные, питание, отопление домов и рабочих помещений? Как организовывался досуг? Продавали ли в город продукты питания, выращенные в частных хозяйствах? Обменивали ли продукты на предметы быта?

В годы Великой Отечественной мама работала в Заготзерне. Было страшно голодно. А на складе все время надо было держать 8 т. зерна. Все женщины детям иногда приносили домой в карманах зерно. Мама тоже. Принесет, на   сковороде чуть поджарит, продизинфицирует. Ели. Одну женщину поймали. Взвесили зерно – 400 грамм было. 4 года дали. По году на 100 грамм.»

Как был организован быт населенного пункта после войны? Когда в населенном пункте почувствовали, что жить стало легче?

Облегчение после войны почувствовали постепенно, какое-то точное время назвать трудно.


Условные
обозначения
столица
региона
город село деревня,
поселок
до 1917 года
после 1917 года
до и после 1917 года
Населенные пункты

Комментарии (0)