Методические разработки для  сбора полевых этнографических материалов  среди переселенческого населения Томской области

Методические разработки для сбора полевых этнографических материалов среди переселенческого населения Томской области

11.07.2014, Бардина Пана Елизаровна, Музей г. Северска
Тип материала
Документ

Похожие материалы

Основные методы работы:

  1. Составить заранее подробную программу и вопросники по конкретным темам

(например, история переселения, история семьи, родословная, особенности жилища, одежды, орудий труда и утвари переселенцев и адаптация их к условиям Сибири). Нередко какой-либо интересный материал остается вне зоны внимания собирателя, поскольку рассказчики не знают, что нас конкретно интересует. 

       2. Обязательно фиксировать, с подробными расспросами, не только ФИО, а у женщин – девичью фамилию, но и происхождение, национальность – кем себя считает и кем были предки с той и другой стороны (деды, прадеды), насколько сохранилось в памяти. Предварительные данные (ФИО) о каждом рассказчике по возможности получить до встречи с ним, от других жителях села или из административных органов в качестве рекомендации, что снимает настороженность и улучшает качество ответов на вопросы.

       3. Основные пути для сбора материалов – это непосредственное наблюдение, описание и подробный опрос информаторов, с уточнением информации от одного источника с помощью других рассказчиков. Так сведения о предках того или иного человека нередко более устойчиво хранятся в коллективной памяти жителей селения, и их можно выявить путем опроса соседей. Обратить внимание на особенности произношения некоторых слов, на акцент рассказчиков, что может служить указателем о происхождении носителей. Например, у практически обрусевших, русскоязычных потомков белорусов, украинцев сохраняются особенности произношения некоторых слов и звуков (хэ-канье, я-канье, замена суффиксов «ник» на «ниц» - земляника-земляница, суффикса «ник» на «ня» - свинарник-свинарня и др.), а также сохраняются некоторые диалектные слова из языка предков. Проблема двуязычия переселенцев может стать отдельным исследованием.

   4. По возможности шире рекламировать цели и задачи своей работы по приезде в селение, собирать несколько рассказчиков вместе, чем можно привлечь энтузиастов, знатоков и хранителей местной устной истории, и ускорить сбор материалов.

  5. Обратить внимание на хранящиеся практически в каждой семье документы и фотографии прошлых лет, есть даже паспорта переселенцев начала ХХ в. Сделать их копии, а наиболее интересные с краеведческой точки зрения попросить передать в музей для хранения или выставки.

  6. Бытующие традиционные предметы быта, орудия труда необходимо фиксировать в нескольких позициях: фотографирование, рисунок – схема устройства, подробное описание (название; размеры; из чего, как, кем и когда изготовлено; где, как и когда применялось). Побудительным мотивом для выявления подобных предметов могут служить взятые с собой фотографии экспонатов музея или опубликованные в книгах фотографии предметов, которых нет в музее, но вы заинтересованы их найти.

 

            Вопросник для изучения состава населения.

            Необходимость сбора материалов по этой теме диктуется сложным составом населения Томской области, где зачастую в соседних селениях или даже в одном селении жили и живут выходцы из самых разных мест Европейской части России. Значительная часть селений была основана на первых этапах освоения Сибири русскими, как минимум до отмены крепостного права в 1861 г., и в них сформировалось старожильческое русское население (чалдоны). В массовом пореформенном переселении участвовали выходцы из самых разных мест, в том числе не только русские, но и представители других народов России. В отличие от старожилов потомки пореформенных переселенцев чаще всего помнят и могут назвать места выхода своих предков – губернию, уезд и даже селение в Европейской части России. Часть селений нашего края возникла еще до строительства Томска и связана с историей коренных народов Сибири. Изучение состава населения необходимо начать с изучения истории каждого конкретного селения.

1. Официальное и народное название селения в настоящее время и в прошлом по памяти жителей. Когда и почему изменилось название?

2. Тип поселения в прошлом и сейчас: село, поселок, деревня, выселок, хутор, заимка, слобода, другой?

3. Расположение селения: у реки, у озера, у тракта, другое? Застройка селения: улицами, рядами, кварталами, по кругу, свободно?

4. Название частей – концов, краев, углов селения в зависимости от состава жителей или каких-либо местных событий, особенностей местности (например, Заречье, Подгорный край, Сибирь, Виленский край и пр.).

5. Когда было основано селение? Примерное время основания селения можно определить по ориентирам: от основания Томска, до революции, во время столыпинского переселения, до колхоза. Записать местные предания об основании селения и возникновении названия.

6. Кем было основано селения? Кто были его первые жители: а) коренные сибирские народы (томские татары, селькупы, ханты, чулымцы и пр.); б) русские: крестьяне, казаки, ссыльные, беглые, переселенцы; в) нерусские переселенцы: украинцы, белорусы, поляки, чуваши и др.

7. К какому сельскому совету, району, а в далеком прошлом к волости, относилось селение? Расстояние до этих центров, до области и какой была связь (сухопутная дорога, тракт, по воде) в прошлом и сейчас.

8. Какие селения были и существуют сейчас по соседству? Какие из них и когда исчезли? Каков был состав жителей – старожилы, переселенцы какой национальности, старообрядцы, коренные народы?

9. Сколько примерно жителей и дворов (хозяйств) было в селе на такие рубежи: до революции и в гражданскую войну (по рассказам старожилов, дедов), перед коллективизацией, перед Отечественной войной, после войны, в настоящее время?

10. Жители каких национальностей проживали в селе в прошлом и сейчас? Национальность большинства жителей? Из каких мест прибыли первые переселенцы: из каких губерний России, из других мест Сибири и др.? Были ли в селе представители коренных сибирских народов, русские старожилы – чалдоны? Каковы были взаимоотношения между жителями различных национальностей? Были ли прозвища друг друга? Кто и почему их давал (например, за особенности речи, одежды)?

11. Занятия жителей в прошлом и настоящем (указать основное и подсобное): пашенное земледелие, огородничество, животноводство, рыболовство озерное или речное, охота – пушного, мясного направления или любительская; кедровый промысел, извоз и обслуживание тракта (постоялые дворы), лесозаготовка и сплав, леспромхоз, подсобные промыслы (смолокурение, пимокатание, выделка изделий из дерева – каких?, другие промыслы).

12. Источники водоснабжения в прошлом и сейчас: а) естественные – река, озеро, ключ, ручей, болото и пр.; б) искусственные: колодец с журавлем, колодец с воротом, пруд, скважина, водонапорная башня, водопровод, другое.

13. Типы домов, и в каком количестве каждый представлены в селении в прошлом и сейчас: избы - четырехстенки, избы-связи, пятистенки, крестовики, другие? Двухэтажные дома? Ориентировка фасадов домов: на юг и юго-восток, на воду, на дорогу, другая?

14. Была ли вокруг селения в прошлом поскотина для выпаса скота, как выглядела, кто следил за ее ремонтом, какие были ворота?

15. Были ли основаны жителями новые селения – заимки, выселки, хутора? В какие места и когда переселялись жители селения? Известны ли какие-либо выдающиеся люди – выходцы из селения?

16. Имелись ли в селении или в соседних: больница, школа, промышленные и кустарные предприятия, мастерские, магазин? Где были в прошлом ближайшие ярмарки?

17. Была ли в селении, или в каком из соседних, церковь, и как она называлась? Какой престольный (съезжий) праздник был в селении в прошлом? Какие праздники были в соседних селениях?

18. В каких из соседних селений предпочитали брать невест или преимущественно своем селении вступали в браки?

19. Имелись ли вблизи селения сезонные постройки, где и какие: на пашнях, заимках, сенокосных угодьях, охотничьих и рыболовных местах, другие? Названия местных угодий, пашен, урочищ, оврагов, полей, рек, речек, озер и пр.

20. Сделать схематический план селения.

 

 

Вопросник по истории переселения.

1. Когда и откуда Вы или Ваши предки (кто именно – дед, прадед и пр.) прибыли сюда или сначала в другое место (какое, когда?). Добровольно или были сосланы? Из каких мест были другие переселенцы – соседи, знакомые? Переселенцы каких национальностей были в вашем и соседних селениях?

2. Каковы были мотивы переселения, по рассказам предков: на свободные земли, легенды о калачах на березах, ехали вместе с другими? Правительство давало ссуды? Были раскулачены и сосланы?

3. Каким образом происходило переселение: на поезде, по реке, гужевой транспорт? Переселялись семьей, с детьми или в одиночку? Группами из соседей с одних мест? Что брали с собой из вещей в первую очередь – орудия труда, например, соху, топоры, гребни для чесания льна, предметы одежды, утварь?

4. Как выбирали и выбирали ли сами место для переселения? Были ли ходоки, кто в этом участвовал, и как они выбирали место? Переселялись ли к родственникам или ранее переселившимся знакомым, землякам? Ориентировались ли по рассказам бывалых людей? Ссылали без указания места? Кто давал название новому поселку и исходя из чего: в память о местах выхода, по преобладающему составу жителей, по речке, другое?

5. В какое время года преимущественно переселялись – весной, осенью, летом? Селились ли сразу отдельным хозяйством или нанимались в работники, батраки к старожилам? Как заводили первое хозяйство – корчевали и пахали пашню, занимались промыслами по обработке дерева, смолокурением, дегтекурением, выгонкой пихтового масла, пимокатанием, выделкой кож, шитьем полушубков, сбором ягод, грибов, орехов, другими промыслами? Дать подробное описание видов занятий и промыслов. Отличалась ли хозяйственная деятельность переселенцев от хозяйства старожилов, например, занимались ли переселенцы охотничьим и рыболовным промыслами?

6. Какие первые постройки сооружали на новом месте? Временные землянки, балаганы, зимовья, избушки? Как они выглядели, их устройство – земляные крыши и пр.? Когда и как строили первые срубные дома, хозяйственные постройки? Отличались ли они от домов старожилов (например, делали соломенные крыши)? Внутренняя планировка жилищ – наличие русской печи и где она сооружалась, полатей, лавок, горницы? Дать описание интерьера жилищ.

7. Контакты и взаимоотношения переселенцев со старожилами и жителями соседних селений? В начале переселения, через год, через 10 лет? Было ли принято у старожилов давать что-либо на обзаведение в новом хозяйстве? Были ли браки между переселенцами и старожилами? Встречалась ли молодежь на совместных вечерках, какие новые игры, танцы, песни были привезены переселенцами? Как долго сохранялась память о принадлежности к переселенцам, в том числе у их потомков?

8. Были ли обратные возвращения переселенцев и почему? Переселялись ли на другое место в Сибири, если не нравилось первое? Сбегали ли ссыльные, как и куда?

9. Были ли прозвища у разных групп населения – выходцев из разных мест, и какие: по особенностям языка - «по говору», по отличиям в одежде (например, лапотники), по роду занятий, другие? Как называли старожилов и почему?

10. Чем отличалась одежда у переселенцев и старожилов, а также у разных групп переселенцев? Носили ли женщины поневы, вышитые рубахи, кички или другие головные уборы, лапти? Как широко использовалась домотканина, много ли было вышитых и тканых с узорами изделий, и пользовались ли они спросом у старожилов? Названия и покрои верхней одежды (свиты, поддевки и другие). Дать описание, сделать зарисовки по рассказам и копии с фотографий повседневной и праздничной женской, мужской и детской одежды разных групп переселенцев.

10. Селились ли выходцы из одного места отдельной улицей в селении старожилов или отдельным поселком? Была ли поскотина вокруг селения? Было ли общее или отдельные кладбища?

11. По вероисповеданию кем были переселенцы – православные, католики, другие? Каковы были взаимоотношения между ними? К приходу каких храмов относились и как часто посещали храмы?

12. Отличались ли, и чем, традиции проведения календарных праздников, свадебного обряда, родильно-крестильный обряд, похоронный обряд у переселенцев и старожилов, а также у разных групп переселенцев? Были ли совместные празднования, например, Масленицы, Пасхи, и как они проходили?

13. Были ли споры, столкновения или драки между жителями по признаку: старожилы – переселенцы или между переселенцами из разных мест? Что служило поводом для споров – нехватка земли, неряшливость жителей, из-за девушек?

14. Взаимные характеристики переселенцев – выходцев из разных мест и разных национальностей, а также старожилов, старообрядцев и представителей коренных народов.

Литература:

Бардина П.Е. Особенности сбора полевых этнографических материалов среди русского населения Сибири // Этнография Алтая и сопредельных территорий. Барнаул: Изд-во Барнаульского пед. ин-та, 1998. С. 165-167.

Бардина П.Е. Быт и хозяйство русских сибиряков Томского края. Северск, 2009. 432 с.

Громов Г.Г. Методика этнографических экспедиций. М., 1966.

Зинковская Н.Я. Некоторые особенности категории рода имени существительного в русской речи немцев Сибири // Русские говоры Сибири. Сборник статей. Томск, 1981. с. 164- 165.

Изучаем народные традиции. Программы и вопросники. / Сост. Бардина П.Е., Кулемзин В.М., Лукина Н.В., Тучкова Н.Г. Вып. 1. Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2004. 36 с.

Климанова А.А. Словообразовательные варианты существительных в русской речи украинцев, живущих на территории среднеобского бассейна // Русские говоры в Сибири. Сборник статей. Томск, 1979. С.136-140.

Липинская В.А. Старожилы и переселенцы. Русские на Алтае. ХVIII – начало ХХ в.. М: Наука, 1996. 270 с.

Читая Г.С. Принципы и метод полевой этнографической работы // Советская этнография. 1957. № 4.

Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М.: Наука, 1987. 558 с.

 


Комментарии (0)