Может ли музей стать Музой?

Может ли музей стать Музой?

23.02.2019, А.Л. Котенко, Т.Ю. Назаренко
ФИО переселенцев
Гай
Гольдштейн
Гурьевич
Ермолаев
Полумордвинов
Родовский
Штоклянд
Эрбсман
Тип материала
Документ

Похожие материалы

 

Может ли музей стать Музой?

А.Л. Котенко, Т.Ю. Назаренко.

Изучать историю можно по-разному. Обычно под изучением понимается научное исследование – то есть объективное, основанное на комплексе источников и изучении уже имеющихся исследований, получение нового знания. Ну, как вариант – «пройти» тот или иной период. То есть прийти на лекцию или семинар, выслушать компетентного человека, получить новые для себя знания или – сверить уже имеющийся интеллектуальный багаж со знаниями другого человека.

Но ведь логический путь познания – не единственный. Человек – существо, наделенное эмоциями и фантазией. И там, где кончаются факты, иногда начинает работать интуиция и «исследовательское чутье». Но его к научной работе не пришьешь. Хорошо, когда исследователь бывает наделен литературными способностями и то, что не имеет права включить в научную работу, в состоянии изложить в тексте художественном.

Бывает и иначе. Обилие старых предметов, с историей, подталкивает общающегося с ними человека к фантазиям. Так рождается 

 

Татьяна Назаренко

Александра Котенко

Двух героинь  встречи – разных по возрасту, по образованию, жизненному опыту и интересам, объединяют место работы и способности к литературному творчеству.

Александра Котенко пришла в музей недавно, но уже успела завоевать авторитет среди коллег своими знаниями и подходом к работе. По образованию Александра Леонидовна – музеолог, окончила ТГУ. Интерес к восточной культуре определился для нее как бы сам по себе: родом она из г. Северокурильска. Александра Леонидовна исследует обширную восточную коллекцию ТОКМ.

Татьяна Назаренко работает в музее с 1996 года, по образованию – историк (ТГУ), а музейному делу училась уже после получения диплома. Интересы ее лежат в области истории России и истории повседневности. Томичи Татьяну Юрьевну знают по проекту «Сибиряки вольные и невольные», который собирает на единой информационной платформе судьбы обычных людей и семей, живших в необычное время. Впрочем, время – всегда необычное и интересное.

На встрече присутствовали участники проекта «Центр прикладной истории «Со-Действие» (реализуется при поддержке фонда М. Прохорова), многие из которых – активисты краеведческого кружка «Сибирской библиотеки», давние друзья музея, проекта «Сибиряки вольные и невольные» и Центра практической истории «Со-Действие».

Встреча проводилась не случайно.

В рамках проекта «Центр Исторического сознания «Со-Действие» (фонд Михаила Прохорова) планируется провести конкурс «ИсториЯ» (объявление конкурса весной 2019 г., проведение в сентябре 2019 г.) с тремя номинациями:

1. Изучение истории своей семьи

2. Изучение истории своего края

3.Творческая интерпретация исторического сюжета

Введение 3-й номинации сможет выполнить следующие задачи:

- участник может «оживить» личную историю или сюжет истории края литературным способом (творческое самовыражение)

- актуализировать музей как социокультурный институт памяти (предложение широкого спектра тем о музее, отдельных музейных предметах, сюжетах, уже представленных в музее).

 

Участники конкурса смогут получить:

- публикацию на ресурсах музея

- иллюстрацию к публикации из подлинных музейных изображений 

- возможность бесплатно пройти не только обычную экскурсию, но и экскурсию по «внутренней жизни музея», фондам или отдельному предмету/сюжету (лекторы – Назаренко Т.Ю., Котенко А.Л.)

Начали, как водится, с теории.

Александра Котенко рассказала о кухне своих работ. На кафедре музеологии, где Александра Леонидовна провела студенческие годы, учат помимо прочего истории музеев и музейной мысли. Среди теоретиков музейного дела был Федоров Николай Федорович, русский космист, «московский Сократ», представлявший музей будущего сразу как музей, обсерваторию, школу и храм. Он также считал, что в будущем в музее станет возможным оживлять предков («отцов») с помощью принадлежавших им предметов, дабы все человечество объединилось в едином поколении.

Николай Федорович Федоров.

 

Эта теория вдохновила А.Л. на короткий юмористический рассказ «Музейное воскрешение» , в котором стажер музея оживляет Петра Первого через ружье.

Второе ее произведение, фантастическая повесть «Паутина павших богов», была вдохновлена исследованием наследия военного востоковеда М.А. Полумордвинова, служившего в Маньчжурии в 1904-1915 гг., а именно одной из привезенных им буддийских икон – многофигурной ксилографией «Рай Сукхавати» конца ХIХ века.

ТОКМ 3114/180

Сукхавати – западный рай или чистая земля Татхагаты Амитабхи.

Китай, XIX – XX вв.

Черно-белая ксилография (свиток); бумага, черная тушь, тонкий китайский шелк, наклееный на бумагу по краям, как обрамление живописного изображения, дерево (штанги).

Размеры:255 х 110 см

 

 Фрагмент иконы.

А.Л. Котенко за исследованием иконы

 

Александра Леонидовна рассказывала о трех сюжетах, пронизавших повесть:

- музейном исследовании иконы, поменявшем ее смысл;

- о чувствах, которые вызывают в людях предметы в музее и храме;

- о влиянии человеческих желаний на «биографии» богов и предметах, свидетельствующих об этих биографиях.

Прототипами для героев повести послужили сам М.А.Полумордвинов и известный этнограф ХХ столетия Мирча Элиадэ (студенты Института искусств и культуры также знакомятся с его трудами). Впрочем, не стоит забывать, что повесть фантастическая.

 

Произведения Т.Ю. Назаренко более приземлены. В историко-бытовой повести «Мамеле» (Мамочка)  речь идёт о биографии еврейского юноши Марка Штоклянда, жившего в Виннице в начале ХХ века. Казалось бы, где Винница, а где – Томский краеведческий музей? Но на самом деле связь самая прямая: работа над повестью велась параллельно с созданием выставки «Дочери Сары» - о томских евреях. Важнейшей частью выставки стали семейные архивы семей Дондо и Эрбсманов. Старинные фотографии, на которых запечатлена история семей, и рассказы Лии Вениаминовны Дондо и Итты Ароновны Эрбсман и подтолкнули ее к мысли о написании повести.

 

   

Семья Родовских. Вся жизнь в трех фото из архива семьи Эрбсман. Из фондов ТОКМ.

 

Савелий и Бася Гурьевичи. Внешность Баси Гурьевич легла в основу описания внешности мамы главного героя. Из фондов ТОКМ.

На фото – четыре человека. Женщина беременна. Эта деталь тоже вошла в повесть. Из фондов ТОКМ.

 

Протоптип главного героя повести – Марк Исаевич Гай (Штоклянд). 1898 – 1938.

 Фотоархив семьи Штокляндов тоже стал героем повести, причем в весьма трагический момент. У главного героя во время погрома погибла вся семья. Погромщики швырнули фотографии на пол, и Марк в приступе отчаяния ползает по полу и собирает фотографии: «Как будто, собрав фотографии, я мог воскресить свою семью»…

 

Второй сюжет, вдохновленный фондами ТОКМ, - еще ненаписанный документально-фантастический роман «Третий-лишний». В основу его легла история жизни и смерти двух нарымских политссыльных – Алексея Сергеевича Ермолаева и Самуила Пинхусовича Гольдштейна

Часть романа – это вполне достоверные сведения о жизни молодых людей, быте нарымской дореволюционной ссылки. Даже цитаты взяты из архивных дел . Но есть и еще один персонаж – Нарымка или Бабабня – в зависимости от ипостаси, в которой она является перед людьми. «Нарым - несомненно женщина, в отличие, допустим, от Москвы или Питера» - заметила Татьяна Назаренко. И, отвечая на вопросы слушателей, сказала, что её представления о поле и внешности различных мест – чисто интуитивны, и как писатель она имеет право на фантазии.

Встреча длилась более двух часов, потом слушатели долго не хотели расходиться.

Участники встречи благодарят хозяйку и организатора семинаров – музейного библиотекаря Светлану Валерьевну Бубнову. Именно благодаря ее значительной, постоянной, хотя и не бросающейся сразу в глаза работе, встречи проходят в очень уютной атмосфере, и в музейной библиотеке собирается много интересных собеседников и внимательных слушателей.

й.


Комментарии (0)